<

Третья планета

Информационный портал

История происхождения и развития жизни





3.5.1. Фактор времени

Это довольно часто встречающийся аргумент о том, что в макроэволюционных процессах длительные периоды времени, которые находятся в распоряжении эволюционного действа, имеют важное значение. "Длительные временные периоды" - это понятие употребляется в качестве одного из эволюционных факторов (рис. 3.62). Возникает впечатление, что длительные временные периоды способны сделать почти невозможное возможным, невероятное - вероятным. Однако, при этом не дается никакой ясности, как, каким образом никогда не наблюдаемое явление (образование типов путем микроэволюционных или абсолютно неизученных, неизвестных процессов) становится возможным. Современный уровень причинно- следственных эволюционных исследований не позволяет из микроэволюционных процессов делать вывод об образовании новых типов и, тем самым, о макроэволюции. Даже применение употребительного в естествознании принципа актуализма ("современные процессы дают ключ к пониманию процессов, происходивших в прошлом", см. главу 8) позволяет лишь сделать вывод о том, что и раньше мутационные процессы проходили внутри узко очерченных границ. Тот факт, что не были найдены особые макроэволюционные механизмы, не может рассматриваться как довод или доказательство того, что микроэволюционные процессы можно сделать "ответственными" за осуществление макроэволюции. Это был бы порочный круг, так как подобное утверждение основывалось бы исключительно на эволюции как на гипотезе, и не могло быть привлечено в качестве доказательства эволюции.

Такие понятия, как "параллельная эволюция" (одинаковый ход эволюционных процессов в различных линиях развития), "ортогенез" (эволюция, направленная на некую мнимую цель, пример: развитие непарнокопытности у лошадей) или "необратимость эволюции" (закон Долло), не несут в себе никаких разъяснений, речь идет лишь об эволюционно-теоретических интерпретациях определенных открытий, которые могут найти свое объяснение и с точки зрения модели сотворения (см. раздел 6.1). Эволюционно-теоретическое объяснение должно быть дано и силам, вызывающим к жизни процессы отбора - лекционному давлению), и промежуточным стадиям развития, d иначе даже ссылки на чрезвычайно длительные периоды времени не смогут помочь разрешению проблемы (см. раздел 4.3).

Рис. 3.62. Время в качестве "эволюционного фактора".