Замин-Карор, по перечню 3500,топо 4000, 3а, лд-ск-ос.

РАСПОЛОЖЕН: в восточной ветви Анзобско-Варсаутской возвышен- ности (Гиссарский хребет) северо-западнее вершины Замин-Карор Центр. (4702), ориентация перевальных взлётов: северо-восток и юго-запад. СОЕДИНЯЕТ: с севера - лед.Замин-Карор В., р.Ягноб; с юга - лед.Замин-Карор З., р.Ягноб. НАЗВАН: туристами НИСИ им.Куйбышева из г.Новосибирска в 1981 году, название дано по названию горного мас- сива, в котором расположен перевал; второе назва- ние - Центральный Авиатор или просто Центральный дано, по-видимому, альпинистами, где Центральный может взято от вершины Замин-Карор Центральная. ПЕРВОПРОХОЖДЕНИЕ: массив стал впервые осваиваться альпи- нистами в 1969 году,когда группа спорт- общества "Хосилот" (г.Душанбе) под ру- ководством Лапшина Л.П. совершила пер- вое здесь спортивное восхождение, на седловину самого перевала предположи- тельно впервые поднялась с юго-запада группа альпинистов из 4 человек спорт- общества "Буревестник" под руководст- вом Акопджаняна Ю.А. (г.Москва) в 1971 году. туристские прохождения:НИСИ им.Куйбышева,г.Новосибирск, Говор Е.В.,5 к.с., 22-23.08.1981 г.,с юга на север (предположительно туристское пер- вопрохождение); с/к"Гастелло", г. Уфа, Киселёв В.А., 6 к.с., 06-08.09.1995 г.,с юга на север, чемпионат России 1995 года. ЧАСТОТА ПРОХОЖДЕНИЯ: в 70-80 годы седловина перевала дово- льно часто посещалась альпинистскими группами с подъёмом по западной сторо- не при восхождении на вершины массива Замин-Карор,при прохождении перевала в 1995 году была снята записка альпинист- ской двойки в составе Хакназарова Н.Х. и Ширшикова Д.М. от 01.08.1991 года. УСЛОВИЯ ИЗМЕНЕНИЯ к.с. прохождение перевала осложняется в ма- лоснежный период (после жаркого лета), когда возрастает техническая сложность северного склона за счёт усложнения нижней ступени ледопада. ЛИТЕРАТУРА: отчёты в библиотеках туристских клубов: Московский ГЦТК: N 5391,НИСИ им.Куйбышева,г.Новосибирск, Говор Е.В., 5 к.с., 1981 г., стр.29- 31, ф.1-12; N ,с/к им.Н.Гастелло,г.Уфа,Киселёв В.А., 6 к.с., 1995 г., стр. , ф.1-7. Другие источники: Зеравшан. Верховья Зеравшана и Фан- дарьи. Труды ледниковых экспедиций, в.3, Л., издание таджикско-памирской экспедиции, 1936, стр.93-94 (описа- ние долины р.Варсаут). КОНЦЕВЫЕ ТОЧКИ ОПИСАНИЯ: с севера - мост через Ягноб близ быв.кишлака Варсаут(око- ло 2325 м); с юга - кишлак Маргеб-Поен (око- ло 2120 м). ПРОХОЖДЕНИЕ СО СТОРОНЫ: р.Варсаут (север). Речка Варсаут - короткий левый приток Ягноба. Название речке дано условно в 1933 году Зеравшанской экспедицией ГГИ по названию кишлака. Другое название, приводимое в отчёте но- восибирских туристов, Киик ("киик" - горный козёл). Речка протекает в широкой, глубокой, живописной долине. Дно долины в верхнем течении речки завалено моренным материа- лом, в среднем - уклон уменьшается и поток здесь течёт в пес- чанных пойменных берегах среди травянистых террас, в нижнем - речка пропилила в древней морене глубоко врезанное русло. В средней части долины через речку имеется мост, недале- ко от него начало заброшенного арыка, проложенного к бывшему кишлаку Варсаут, здесь же начинаются тропы. Впадает речка в Ягноб на высоте около 2310 метров. Напротив устья на высокоподнятой правобережной террасе Ягноба располагаются развалины кишлака Фаркоу, откуда хорошо просматривается долина Варсаута. Тыл долины Варсаута замыкает северо-восточная стена мас- сива Замин-Карор с вершинами Замин-Карор Центральная (4702), Замин-Карор Северо-Восточная (4630) и Замин-Карор 1-ая Восточ- ная (4767). В долине Варсаута имееется три ледника. Главный ледник - Замин-Карор В. (другое название, данное экспедицией ГГИ - Варсаут) долинного типа, северной экспози- ции, протяжённостью около двух километров. К югу от главного ледника и прямо над ним, в складке се- веро-восточной стены массива Замин-Карор залегает небольшой висячий ледничок северной экспозиции, обвалы льда с которого низвергаются на основной ледник. В 1.5 км к юго-востоку от главного ледника на склоне бо- кового отрога залегает небольшой ледничок северной экспозиции, заканчивающийся на высоте около 3750 метров и дающий сток в речку Варсаут. Главный ледник известен тем, что спускается ниже других ледников бассейна Ягноба, его язык заканчивается на высоте около 2800 метров. Конец ледника лежит на отвесной известняковой стене-ниж- ней ступени бараньих лбов, высота которой достигает 100 мет- ров. В верховье ледник на высоте около 3650 метров разделяет- ся на две небольшие ветви: правую - северо-западной экспози- ции и левую - северо-восточной зкспозиции. Обе ветви выводят на перевальные седловины. На леднике две ледопадные ступени: нижняя в долинной ча- сти ледника и верхняя - на левой ветви. Из-за отсутствия моста через Ягноб в близи устья Варсау- та выход в долину осуществляют со стороны развалин одноимён- ного кишлака, рядом с которым как правило имеется добротный мост (в сентябре 1995 года был только что отстроен новый де- ревянный мост). Участок N 1. От моста через Ягноб идти левым склоном по тропе вниз по долине,полого поднимаясь к развалинам кишлака Варсаут. От ки- шлака путь проходит по заброшенному арыку,который,огибая тер- расы, плавно выводит в долину Варсаута (30-40 х.м.). Подъём вверх по долине речки по моренам под нижнюю стену бараньих лбов (около 2770 м) (40-60 х.м.). Протяжённость........................около 5 км Перепад высот......................около 445 м Вpемя движения: на подъёме ......ориентировочно...1-1.5 х.ч. на спуске.............................1 х.ч. Участок N 2 Нижняя ступень бараньх лбов обходится по левому краю по осыпи (на льду) и снежнику. Поднявшись выше скального сброса, следует идти по верху скальной ступени к середине ледника. На всём пути страховка индивидуальная. (Вариант 1981 года). Проходя этот участок на спуске, можно сойти в долину на- прямик по гладким с уступами скалам (перила 80 метров). (Ва- риант 1995 года).Этот путь позволяет в малоснежный период ис- ключить движение по льду, покрытому осыпью. Обход нижней ступени бараньих лбов по правому краю не осуществлялся и визуально выглядит более трудоёмким, чем по левому. Верхняя ступень бараньих лбов представляет собой вытяну- тое вдоль ледника скальное ребро. Размеры его и выбор пути прохождения или обхода зависят от ледовой обстановки. Подъём по самому ребру проходит по крутым, ступенчатым, гладким скалам с чередованием индивидуального лазания и подъ- ёма по перилам (120 метров) (проходился на спуске в 1995 го- ду). Обход скал по ходу справа (не проходился) или слева (про- ходился на спуске в 1981 году) осуществляется по 50 градусно- му ледовому склону.Этот вариант после жаркого лета может ока- заться неприемлемым из-за протяжённой ледовой стены нижнего основания ледопада (со скал протяжённость ледового отвеса ме- ньше). Выше ледник по всей ширине представляет собой крутой ле- допад (нижняя ступень). Особенно труднопроходима правая сто- рона: широкие разрывы и нагромождения сераков. Идти вначале следует по центру,постепенно смещаясь к левому борту. На всём пути сложное ледовое лазание с преодолением сераков, отвесных ледовых стен. Потребуется организация 200-300 метров перил.На спуске верхнюю часть нижней ступени ледопада можно частично обойти по рантклюфту (крутые скалы и ледовые стенки, камнепа- доопасно) (проходился в 1981 году). За верхним перегибом нижней ступени ледопада - развилка: правая ветвь ледника ведёт к широкой снежной седловине - воз- можному перевалу через боковой отрог на речку Куливарсаут,ле- вая ветвь - ледопадный склон (верхняя ступень ледопада), ве- дущий к седловине перевала Замин-Карор. Существует два варианта прохождения верхней ледопадной ступени. Вариант N 1. Непосредственно по ледопаду. (Проходился на спуске в 1995 году). Идти в связках по середине ледника,преодолевая многочис- ленные разломы.Затем уйти к левому борту (перила 80 метров) и подниматься вдоль скал (перила 80 метров) до верхнего переги- ба ледопада. Вариант N 2. Обход ледопада по кулуару левого склона. (Проходился на спуске в 1981 году). С мульды у левого борта ледника подъём к протяжённому скальному кулуару.Перед входом в кулуар необходимо преодолеть рантклюфт и выходы скал (перила 40 метров).По кулуару в связ- ках по 40 градусному снегу выход на ледник выше верхнего пе- региба ледопада. Дальнейший подъём проходит по пологому леднику.Левая его сторона в отличии от правой изрезана многочисленными трещина- ми, но идти надо именно здесь, так как правая сторона подвер- жена ледовым обвалам с висячего ледничка. Трещины сходятся у левого борта, здесь же местами обнажены осыпные береговые вы- ходы, по которым можно обходить разрывы. Подъём к седловине проходит по осыпному склону правее по ходу скального выступа.(Этот участок может быть полностью за- сыпан снегом). Перед выходом на перевал - отвесная 10-15 метровая ледо- вая стенка.Обход с левого края (вправо по ходу) по 40-50 гра- дусному снежно-ледовому склону. Протяжённость........................около 2 км Перепад высот.....................около 1230 м Вpемя движения: на подъёме ......ориентировочно...12-18 х.ч. на спуске..........................8-12 х.ч. Вpемя движения со стpаховкой: на подъёме.......ориентировочно...10-15 х.ч. на спуске........................6.5-10 х.ч. в т.ч. с попеpеменной,пеpильной: на подъёме.......ориентировочно...7.5-9 х.ч. на спуске.......................5.5-7.5 х.ч. Количество точек страховки: на подъёме.......ориентировочно.......17-30 на спуске.............................14-23 ВСЕГО С СЕВЕРА: Протяжённость........................около 7 км Перепад высот.....................около 1675 м Вpемя движения: на подъёме ......ориентировочно...12-18 х.ч. на спуске..........................8-14 х.ч. Вpемя движения со стpаховкой: на подъёме.......ориентировочно...10-15 х.ч. на спуске........................6.5-12 х.ч. в т.ч. с попеpеменной,пеpильной: на подъёме.......ориентировочно...7.5-9 х.ч. на спуске.......................5.5-9.5 х.ч. Количество точек страховки: на подъёме.......ориентировочно.......17-30 на спуске.............................14-23 CЕДЛОВИНА : широкая, протяжённая, снежно-каменистая; с юго- западной стороны вплотную подходит пологий ледник, на северо-восток - ледовый отвес;седловина с обо- их сторон просматривается только в близи, с севе- ра она закрыта боковым гребнем, само понижение из долины Варсаута совсем не видно и ориентирование затруднено,с юга виден глубокий провал в массиве; обзор довольно ограничен;пути спуска в обе сторо- ны просматриваются частично; тур находится по се- редине; есть расчищенные площадки под палатки (альпинистские ночёвки), вода в небольшом озерке (может быть покрыто льдом). ПРОХОЖДЕНИЕ СО СТОРОНЫ: р.Пиндар (юг). Кишлак Маргеб-Поен расположен на левом склоне долины р. Пиндар, несколько выше места впадения Пиндара в Ягноб. Дома расположены по обе стороны хорошей грунтовой дороги,поднимаю- щейся от асфальтированного шоссе Душанбе-Ходжент (6-7 км). Эта дорога, не доходя 300-400 метров до западной окраины кишлака, перед взгорком разделяется на две ветви. Левая идёт вдоль Ягноба. Правая, пройдя кишлак Маргеб-Поен, идёт по ле- вому склону долины Пиндара,вначале высоко над рекой,затем че- рез 2 километра плавно выводит к мосту. Здесь развилка. Влево через мост - кишлак Маргеб-Боло,вправо - слабо наезженная до- рога, поднимающаяся вверх по долине реки. Кишлак Маргеб-Боло расположен в пологонаклонной, вытяну- той впадине, ограниченной с севера высокой древней мореной, с юга - р.Пиндар. В отличии от соседнего кишлака Маргеб-Поен он находится на правом склоне долины р.Пиндар и в 1.5-2 км выше по течению. Этот кишлак значительно больше, чем Маргеб-Поен,застроен в основном новыми, добротными домами, строения более ранней постройки располагаются в верхней части кишлака. Между селениями на стрелке рек Ягноб-Пиндар на высокопо- днятой террасе установлены осадкомеры и другое метеорологиче- ское оборудование. Жители кишлаков работают в местном колхозе,до центра ко- торого (кишлак Анзоб) от нижнего кишлака 8-9 км, из них 2 км по асфальтированному шоссе Душанбе-Ходжент. С кишлаков Маргеб-Поен и Маргеб-Боло хорошо виден запад- ный склон восточной ветви Анзобско-Варсаутской возвышенности, которая в этом месте резко возвышается, образуя массив Замин- Карор с его северо-западной стеной, чаще называемой Ягнобской стеной. Стена - монолитный скальный отвес, отходящий от вершины Замин-Карор Центр. (4702) и тянущийся на несколько км на юго- запад через вершины: Замин-Карор Гл. (4683), Замин-Карор 2-ая Западная (4525), Замин-Карор 1-ая Западная (4303), западное плечо Замин-Карор (3910),Замин-Карор Юго-Западная (3709). Вы- сота стены достигает 1200 м. К северо-западу от Ягнобской стены в массиве узла Замин- Карор виден глубокий V-образный провал - перевал Замин-Карор. Просматривается практически вся юго-западная сторона перевала: небольшой пологий ледник - Замин-Карор З.,скально-осыпной ри- гель, с которого каскадами в крутом каньоне падает бурный ру- чей, каменистый, выполаживающийся склон, поросший редким кус- тарником. Ручей (местные жители называют его Тойкаш), вытекающий из ледника, впадает в Ягноб в 1.5 км выше устья Пиндара. От последнего он отделяется невысоким каменисто-травянистым гре- бнем, который в верхней своей части у присклоновых осыпей Яг- нобской стены выполаживается в небольшую травянистую террасу. Участок N 1. Подняться на террасу под Ягнобской стеной можно как по долине Тойкаша, так и по долине Пиндара. Вариант N 1. С основной улицы кишлака Маргеб-Поен пройти по проулку вниз к мосту через Пиндар (5 х.м.).Сюда же слева подходит ос- новная дорога от развилки у западной окраины кишлака. Через 20 х.м.,идя вверх по течению Ягноба, выход к устью ручья Той- каш. Подниматься вверх по широкой долине ручья, пересекая в нижней части травянистые терраски и разбитые тропки.Справа по ходу расположен небольшой боковой гребень - водораздел Пиндар- Тойкаш, за которым находится кишлак Маргеб-Боло. Можно подни- маться как по откосу древней лобовой морены в близи ручья,так и по водоразделу. Вариант N 2. От кишлака Маргеб-Поен идти по дороге к кишлаку Маргеб- Боло. Перейдя мост (20 х.м.),идти по улочкам, забирая вправо. От верхней окраины кишлака тропа поднимается по травяни- сто-каменистому склону, поросшему редким колючим кустарником (в основном шиповником) и выводит на водораздел Пиндар-Тойкаш. По нему (травянисто-каменистый склон, в верхней части до 30 градусов) выход под Ягнобскую стену на террасу (около 2650 м). Путь через кишлак Маргеб-Боло предпочтительней, так как часть высоты набирается по хорошей дороге. На террасе альпинистские ночёвки - несколько удобных площадок под палатки, вода в ручье, есть немного дров (рядом граница леса). Протяжённость........................около 5 км Перепад высот......................около 530 м Вpемя движения: на подъёме .......................1.5-2 х.ч. на спуске........ориентировочно.......1 х.ч. Участок N 2. С террасы вдоль левого берега ручья подниматься вверх- влево по 30 градусному каменисто-осыпному склону и перед вхо- дом в каньон перейти на правый склон. Переправа сложностей не вызывает. Дальнейший подъём свободным лазанием по несложным скалам в обход водопадов. Перед выходом на перегиб ригеля проходится небольшая скальная стенка высотой около 4 м. Подъём с террасы занимает около двух часов. Выше идёт подъём по центру лобовой морены крутизной око- ло 40 градусов. Обход крутого фронтального откоса ледника по правобережной морене. Ледник пологий, в меру усыпан камнями, трещины развиты в среднем течении по левому краю. С правого борта возможны камнепады.Путь по леднику до перевала занимает около двух х.ч. Протяжённость........................около 3 км Перепад высот.....................около 1350 м Вpемя движения: на подъёме .......................4-4.5 х.ч. на спуске........ориентировочно...2-2.5 х.ч. Вpемя движения со стpаховкой: на подъёме....................около 0.5 х.ч. на спуске........ориентировочно..ок.0.5 х.ч. в т.ч. с попеpеменной,пеpильной: на подъёме....................около 0.5 х.ч. на спуске........ориентировочно..ок.0.5 х.ч. Количество точек страховки: на подъёме................................1 на спуске........ориентировочно...........1 ВСЕГО С ЮГА: Протяжённость........................около 8 км Перепад высот.....................около 1880 м Вpемя движения: на подъёме .....................5.5-6.5 х.ч. на спуске........ориентировочно...3-3.5 х.ч. Вpемя движения со стpаховкой: на подъёме....................около 0.5 х.ч. на спуске........ориентировочно..ок.0.5 х.ч. в т.ч. с попеpеменной,пеpильной: на подъёме....................около 0.5 х.ч. на спуске........ориентировочно..ок.0.5 х.ч. Количество точек страховки: на подъёме................................1 на спуске........ориентировочно...........1 ИТОГОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: Пpотяжённость.............................15 км Прохождение с севера на юг: ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Пеpепад высот: набор..............................1675 м сброс..............................1880 м Вpемя движения:......................15-21.5 х.ч. Вpемя движения со стpаховкой:......10.5-15.5 х.ч. в т.ч. с попеpеменной,пеpильной:....8-9.5 х.ч. Количество точек страховки:................18-31 Категория трудности:.........................3а* Прохождение с юга на север: ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Пеpепад высот: набор..............................1880 м сброс..............................1675 м Вpемя движения:....................13.5-18.5 х.ч. Вpемя движения со стpаховкой:.........7-10.5 х.ч. в т.ч. с попеpеменной,пеpильной:......6-8 х.ч. Количество точек страховки:................15-24 Категория трудности:..........................3а НОЧЛЕГИ: организация палаточных биваков возможна на боль- шей части пути по юго-западной стороне и затруд- нена на северо-восточной стороне из-за отсутствия подходящих мест. Рекомендуемые места ночёвок: При прохождении с севера на юг: мульда у левого борта ледника Замин-Карор В. в близи верхнего перегиба нижней ступени ледопада (1), седловина перевала (2 - при необходимости),травянисто-каменистая терраса под Ягобской стеной или в кишлаках (2). При прохождении с юга на север: седловина перевала (1), мульда у левого борта ледника Замин- Карор В.в близи верхнего перегиба нижней ступени ледопада (2- при необходимости), на верху нижней ступени бараньих лбов (2- при необходимости), в долине Варсаута (2). СПЕЦИАЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ: (на группу 8 чел.): Верёвка основная - 2х60,2х40м Ледорубы - 8 шт. Расходная верёвка (Ю-С) - 6-10м Карабины - 30 шт. Скально-ледовые молотки - 2 шт. Кошки - 8 п. Крючья скальные разные - 20 шт. Жумары - 8 шт. Ледобуры - 30 шт. Спуск.устройства-8 шт. Айс-фифи - 2 п. ПРИМЕЧАНИЕ: 1.Во всесоюзном перечне перевалов (М., Профиздат, 1990) по перевалу Замин-Карор в горном узле Такали (страница 192, N2.2.1) следует внести следующие изменения: - в графе "наименование перевала" добавить альпинистский вариант названия - (Центральный Авиатор); к самому перевалу Замин-Карор можно добавить Центр.(по аналогии с альпинистским вариантом),так как в этом узле есть и другие перевальные сед- ловины; - в графе "высота" 3500 изменить на 4000 (редакция Ста- хейко С.Ф., г.Ташкент,туристского консультанта картографичес- кого центра Министерства Обороны Республики Узбекистан) - в графах "категория трудности" по лету проставить 2б*, по осени - 3а*, что согласуется с мнением первопроходителей (на стр.31 своего отчёта они оценивают трудность перевала как 2б-3б в зависимости от состояния ледопада северной стороны); - в графе "что соединяет" привести редакцию данного опи- сания, так как перевал не ведёт ни на р.Пиндар, ни на р.Кули- варсаут или ещё более конкретизировать: с севера - лед.Замин-Карор В., р.Варсаут,р.Ягноб; с юга - лед.Замин-Карор З., р.Тойкаш, р.Ягноб. или: с севера - лед.Замин-Карор В., р.Киик, р.Ягноб; с юга - лед.Замин-Карор З., р.Тойкаш, р.Ягноб. 2. При прохождении перевала в 1981 и 1995 годах снежно- ледовая обстановка существенно различалась. В 1981 году было значительно больше снега. Поэтому пути прохождения ледника Замин-Карор В. несколько отличались. 3.Перевод отдельных названий или отдельных частей назва- ний: - "Замин" - с таджикского означает земля; - "Ягноб" - "ихи + об", где с ягнобского "ихи" - лёд, а "об" с ягнобского и таджикского - вода,река, то есть букваль- но "ледяная вода","ледяная река"; - "Анзоб" - "анз + об",где "об" - с ягнобского и таджик- ского вода, река; - "Маргеб" - "марг + об", где "марг" - вид травы, лужай- ка,высокогорный луг,"еб" из "об" с ягнобского и таджикского - вода, река,в Фальгаре (ныне Айнинский район) слово "еб" озна- чает воду; - "Поен" - с таджикского означает "нижний" применительно к месторасположению селения или его части по отношению к те- чению реки или началу оросительной системы; - "Боло" - с таджикского означает "верхний" применитель- но к месторасположению селения или его части по отношению к течению реки или началу оросительной системы; - "Пиндар" - "пин + дар",где "дар" с таджикского озна- чает перевал, горный проход из "дар" - дверь; - "Тойкаш" - местный житель перевёл как "жеребёнка выта- щили"; - "Фаркоу" - с ягнобского буквально заброшенное селение; - "Куливарсаут" - "Кули Ворсоут",где "куль" с ягнобского означает долину,расположенную между высокими горами ("идёшь в Куль - идёшь в могилу" - ягнобская поговорка); Описание составлено по собственному прохождению с юга на север в 1995 году и отчёту N5391 (библиотека Московского ГЦТК). Схема и ксерокопии фотографий прилагаются на ...листах.