Голируд З., 1б*, 4100, лд-ос.

РАСПОЛОЖЕН: в Зеравшанском хребте в 4-4.5 км западнее неболь- шой узловой вершины, от которой на север отходит отрог,водораздел левых притоков Зеравшана - Тава- стина С. и Падаска. СОЕДИНЯЕТ: с севера - лед.Тавастин З.,р.Тавастин С.,р.Зерав- шан; с юга - р.Голируд, р.Ягноб. НАЗВАН: уфимскими туристами в 1988 г. ПЕРВОПРОХОЖДЕНИЕ: первовосхождение: с/к"Гастелло", г. Уфа, Шустиков С.И., (туристское) 4 к.с., 19-20.09.1988 г.,с подъёмом по южному склону и последующим гребневым траверсом к перевалу 25 лет ТКГ. В обратном направлении:т/к"Родонит","Урал-Сила", г.Челябинск, Седелев, 2 к.с., 29.08.1991 г.,с севе- ра юг. туристские прохождения:с/к "Гастелло", г.Уфа, Киреев М.Г., 19.09.1990 г., при траверсе южного склона Зеравшанского хребта; с/к"Гастелло", г. Уфа, Киселёв В.А., 6 к.с., 19.09.1995 г., с подъёмом по се- верному склону и последующим гребневым траверсом Зеравшанского хребта и спус- ком на ледник Голируд М. ЧАСТОТА ПРОХОЖДЕНИЯ: по состоянию на 1995 год перевал ту- ристскими группами посещался 4 раза. УCЛОВИЯ ИЗМЕНЕНИЯ к.с.: в малоснежный период осложняется про- хождение верховья ледника Тавастин З.и северного перевального взлёта. ЛИТЕРАТУРА: отчёты в библиотеках туристских клубов: а) Московский ГЦТК: N , с/к"Гастелло", г. Уфа, Киселёв В.А., 6 к.с.,1995 г.,стр. , ф. в гребневом траверсе Голируд З.+ Го- лируд Центр.+ Голируд В.(п/п),чемпи- онат России 1995 года. б) Башкирский РТСК: N 648Г,с/к "Гастелло", г.Уфа, Шустиков С.И., 4 к.с., 1988 г., стр.39-40, ф. 41,42, с подъёмом по южному склону и последующим гребневым траверсом к пе- ревалу 25 лет ТКГ, 1 место в чемпио- нате Башкирии. N 746Г, с/к "Гастелло", г.Уфа, Киреев М.Г., 1990 г., стр.39-40, ф.33, 44, в траверсе южного склона Зеравшан- ского хребта, 1 место в чемпионате Уральской зоны РСФСР. в) Екатеринбургский областной туристский клуб: N 2567, с/к "Гастелло", г.Уфа, Киреев М.Г., 1990 г., стр.39-40, ф.33, 44, в траверсе южного склона Зеравшан- ского хребта, 1 место в чемпионате Уральской зоны РСФСР. КОНЦЕВЫЕ ТОЧКИ ОПИСАНИЯ: с севера - левобережная терраса у верхнего моста Тавастина С. (ок.2920 м); с юга - устье р.Голируд (ок.2890 м.). ПРОХОЖДЕНИЕ СО СТОРОНЫ: Тавастина С. (север). Путь к перевалу Тавастин З.лежит по долине западного ис- тока Тавастина С. Этот исток берёт начало с ледника Тавастин З. и сливается с центральным истоком на высоте около 3020 м. Метрах в 300 ниже слияния истоков объединенный поток при- нимает слева приток с ледников Тавастина Ледопадного и Тавас- тина Углового (слияния двух последних не видно - оно под лед- ником). Впадение левого притока происходит на высоте 2974 м (вы- сотная отметка на топокарте) у массивной, размером с много- этажный дом, расколотой каменной глыбы - "Расколотый камень". Сама глыба расположена на правом берегу объединённого истока чуть ниже границы леса. Это хороший ориентир, особенно сверху. В 1989 году уфимскими туристами на камне была закреп- лена мемориальная табличка в память о лётчике Туркестанского военного округа Шаповалове Иване Петровиче,погибшем 12 декаб- ря 1941 года при авиакатастрофе в верховье ледника Тавастин З. скоростного бомбардировщика СБ-2. Здесь же разбросаны некото- рые обломки разбившегося самолёта. (Табличка в 1992 году при- сутствовала, но уже в 1995 году её не было). В 600-700м от "Расколотого камня" вниз по течению распо- ложен верхний мост (может быть снесён). Здесь на левом берегу Тавастина С. небольшая зелёная терраска со следами ( каменная кладка ) заброшенной кошары (ок.2920 м). Выход на ледник Тавастин З. возможен по любой из сторон долины, но последующий подход к перевалу Голируд З.проходит в близи правого борта, поэтому лучше ещё в долине переправиться на правый склон. При отсутствии верхнего моста, а так же при нежелании спускаться до него сверху долины (суммарная потеря времени от 10 до 30 х.м.) переправиться посуху можно в сужениях потока, чему способствует наличие крупных камней по берегам и в самом русле. Таких мест несколько, но переправы прыжком с камня на камень возможны в малую воду. Переправиться можно и у "Расколотого камня", перейдя по одиночке оба потока. Переход через левый приток нетруден.Рус- ло же истока хотя и узкое (3-5 м), но берега высокие,обрывис- тые, течение истока бурное, быстрое. Переправа возможна в ма- лую воду в близи самого "Расколотого камня". Участок N 1. Некоторое время путь идет вдоль подошвы склона, а затем начинает набирать высоту, поднимаясь в долину ручья, берущего начало с лед.Тавастин Центральный. Ручей этот крутым потоком стекает почти под прямым углом к леднику Тавастин З. и, упершись в его правобережную морену, резко меняет направле- ние, поворачивая направо. Поворот этот проходит на небольшой травянистой террасе между склоном и мореной метрах в 300-400 от основной тропы. Поднявшись до уровня террасы, следует сойти с основной тропы и траверсировать вправо по слабеньким тропкам в конгло- мератовом и травянистом склоне. Выйдя на террасу, переправиться через ручей, текущий с ледника Тавастин Центр. и продолжить путь, идя вначале вдоль береговой морены ледника Тавастин З., а затем по V-образному распадку. Пройдя по нему метров 300, выходим в обширный "кар- ман". Здесь удобное место для бивака, в изобилии растет дикий лук, но воды может не быть, т.к. текущий по "карману" ручей пересыхает. Представляет интерес осмотр обломков разбившегося само- лёта, которые разбросаны по леднику на расстоянии 2-3 км. Для этого необходимо несколько отклониться от общего направления движения. С "кармана" свернуть вправо и по травянистому скло- ну подняться на гребень береговой морены. Морена обрывается к леднику крутым камнепадоопасным конгломератовым склоном. Сой- дя на ледник, пересечь ряд моренных гряд, оставляя справа ма- ленькое озерко и держа направление на большой лавинный конус под северо-восточным склоном перевалов Летчика Шаповалова И.П. и Хомякова К.П. В этом месте на середине ледового потока наи- более значительные скопления обломков (хороший ориентир). Продолжить путь к перевалу,идя в верховье ледника в бли- зи правого "кармана" (или по самому "карману"). Немнго дальше лавинного конуса с висячего ледника перевала Уфимских моторо- строителей с правой стороны ледника Тавастин З. возвышается выступ ложа. Его нижняя оконечность - скальная вершинка,далее идёт продольный каменисто-осыпной гребень.Выше по леднику вы- ступ, повидимому, по дуге меняет направление на поперечное и продолжается подо льдом- в этом месте ему соответствует ледо- вая ступень. Гребневой поперечный выступ ложа отстоит на 400- 500 метров от межкарового скального гребня, разделяющего лед- ники Тавастин З. и Тавастин Центр. Пространство между гребня- ми ("карман") заполнено моренным материалом. Под перевальный взлёт можно подойти как по самому ледни- ку, так и в проходе между гребнями, поэтому дальнейший путь может быть осуществлён по двум вариантам. ( Условная развилка на высоте около 3520 м.) Вариант 1.(Проходился на подъёме). Идти по леднику в прежнем направлении, пересекая морен- ные валы.Вскоре поверхностная морена заканчивается, путь про- должается в основном по чистому льду. Перед выходом к подно- жию перевального взлёта, проходится поперечная ступень, кру- тизна которой достигает на перегибе 30-40 градусов. Подняться можно как по льду справа (встречаются трещины),так и по сыпу- чему откосу слева по ходу. Вариант 2.(Сведений о прохождении нет). Уйти влево по ходу, поднимаясь в моренный "карман" между гребнями.На подъёме местами осыпь лежит на льду.Далее спокой- ный подход по пологой морене. Под перевальным взлётом расположено небольшое пологона- клонное снежно-ледовое плато (верхний край около 3920 м), ку- да выводят оба варианта пути. Перевальный взлёт протяжённостью метров 350, крутизной 35-45 градусов, в нижней части - 50 метровый снежно-ледовый склон, рассечённый бергшрундом, выше - скально-осыпной склон. Переход через бергшрунд особых сложностей не вызывает. С западного края перевального склона расположено крутое, сильно разрушенное ребро. По центру - широкий осыпной склон с выходами разрушенных скал. С восточного края - широкий, осып- ной кулуар. Подниматься можно по любому из маршрутов, но,видимо,про- ще путь по кулуару. Везде камнепадоопасно. ВСЕГО С СЕВЕРА: Протяжённость.............................7 км Перепад высот..........................1180 м Вpемя движения: на подъёме ....................5.5-6.5 х.ч. на спуске........................3-3.5 х.ч. Вpемя движения со стpаховкой: на подъёме.......................0.5-1 х.ч. на спуске..........................0.5 х.ч. в т.ч. с попеpеменной,пеpильной: на подъёме.......................0.5-1 х.ч. на спуске..........................0.5 х.ч. Количество точек страховки: на подъёме..............................0-3 на спуске...............................0-3 CЕДЛОВИНА : широкая, каменистая, слегка покатая, протяжённос- тью метров 200, ограниченная с запада скальным гребнем, с востока каменисто-осыпным склоном не- большой узловой вершинки; на север обрывается ка- менисто-осыпным, ниже снежно-ледовым склоном, а с юга подходит пологий каменисто-осыпной склон;сед- ловина перевала хорошо заметна с севера, с юга же определение ее затруднено, так как гребень легко доступен на большом протяжении; хороший обзор на север, северо-запад, юг; путь спуска в обе сторо- ны просматриваются полностью;тур находится по се- редине ( может оказаться под снегом ), сложенный первовосходителями тур находился в западной части седловины на скалах;мест удобных для ночлега мно- го, но выложенных площадок под палатки нет, воды нет. ПРОХОЖДЕНИЕ СО СТОРОНЫ: Голируд (юг). Река Голируд - короткий (3 км) правый приток Ягноба, те- кущий в глубоком ущелье.Долина с севера перегорожена широким, 100 метровой высоты скальным ригелем, с которого низвергаются водопадами речка и несколько ручьев. В верховьях, в обширных впадинах по центру и в восточном углу залегают ледники, но из самой долины виден только ледник Голируд. Это самый верхний приток Ягноба, где имеется древесная растительность. Но отдельные очень редкие кустики арчи растут в труднодоступных местах. В устье Голируда (ок.2890 м) русло Ягноба полностью пе- рекрыто снежным мостом, который,как правило,держится всё лето в этом затенённом месте. Это самый нижний снежный мост на Яг- нобе, им издавна пользуются пастухи для перегона скота. Но в 1995 году мост стаял из-за жаркой погоды. Южный склон Зеравшанского хребта на участке, где распо- ложена система Голирудских перевалов, каменисто-осыпной, ниже травянистый с выходом скал. Подъём начинается с правобережной террасы (2960-3000 м) близ устья Голируда. На террасе овечья стоянка,земля вытопта- на, а на склоне множество тропок. Путь проходит то по травянистому склону, то идёт вдоль скально-травянистого гребешка, крутизна подъёма 30-45 граду- сов. Тропок несколько, они то разветвляются, то сливаются в одну хорошо набитую тропу. Через 40 х.м.(перепад 150 м) выход к развилке троп.Здесь две небольших терраски и два ручейка (выше воды долго не бу- дет), кое-где по склону растёт арча (место для бивака). Уходить вправо не следует,тропа вскоре пропадёт.Такой же исход ожидает и другие ответвления тропы. Примерно с середины подъёма влево отойдёт тропа в долину Тавастина Ю.(выводит по- верх каньона). Выше появляется больше осыпных участков. Тропа, закончив серпантин, меняет направление подъёма с северо-западного на северное и северо-восточное и поднимается к седловине перева- ла Голируд Центр. Надо сойти с этой тропы и идти на север по травянисто-каменистому склону крутизной 20-10 градусов. От тропы до перевала остаётся около 0.5 км, по мере под- хода к седловине крутизна склона выполаживается. ВСЕГО С ЮГА: Протяжённость...........................ок.4 км Перепад высот...........................1210 м Вpемя движения: на подъёме .........................3-4 х.ч. на спуске.........................1.5-2 х.ч. ИТОГОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: Пpотяжённость.............................11 км Прохождение с севера на юг: ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Пеpепад высот: набор..............................1180 м сброс..............................1210 м Вpемя движения:........................7-8.5 х.ч. Вpемя движения со стpаховкой:..........0.5-1 х.ч. в т.ч. с попеpеменной,пеpильной:....0.5-1 х.ч. Количество точек страховки:..................0-3 Категория трудности:.........................1б* Прохождение с юга на север: ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Пеpепад высот: набор..............................1210 м сброс..............................1180 м Вpемя движения:........................6-7.5 х.ч. Вpемя движения со стpаховкой:............0.5 х.ч. в т.ч. с попеpеменной,пеpильной:......0.5 х.ч. Количество точек страховки:..................0-3 Категория трудности:.........................1б* НОЧЛЕГИ: Перевал проходится за 1 день без организации ноч- лега, при необходимости установка палаточных би- ваков возможна на большей части пути через пере- вал, в том числе и на перевальном гребне. СПЕЦИАЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ: (на группу 8 чел.): Верёвка основная - 2х40 м Кошки - 8 п. Ледорубы - 8 шт. Карабины - 20 шт. Ледобуры - 3-5 шт. ПРИМЕЧАНИЕ: 1.В скальном гребне,разделяющим ледники Тавастин З.и Та- вастин Центр., имеется понижение, на которое с запада ведёт 250 метровый крутой осыпной склон,а с востока на него свобод- но заходится с верхнего ледового поля западной ветви ледника Тавастин Центр. Этот вариант пути (не проходился) может быть использован для быстрого и более простого перехода в верховья ледника Голируд Центр. 2.Гребень самого Зеравшанского хребта можно без особых сложностей траверсировать в восточном направлении на протяже- нии 2.5-3 км (около 1.5 х.ч., двурогая вершинка обходится по склону). 3.К западу от седловины перевала Голируд З.можно перейти на седловину перевала 25 лет ТКГ ( 20-25 х.м., набор 100 м, сброс 30 м), откуда можно перейти в долину Тавастина Ю. 3.Перевод отдельных названий или отдельных частей назва- ний: - "Голируд" - "гули + руд", где "гул" с таджикского "ды- ра в скалах", "место в скалах, где отдыхают и ночуют люди",то есть предположительно "камень с гротом", "рут","руд" из сог- дийского "rwt", "роут","раут" с ягнобского "река"; - "Тавастин" - местные жители название реки, долины про- износят несколько иначе, чем принято в туристской литературе. Они говорят "табаспин", перевода не знают. Такое же название нанесено и на топокарте. В Сборнике географических, топогра- фических и статистических материалов по Азии, выпуск 36, 1888 г.,стр.26 приводится название одного из перевалов с Ягноба на Матчу - "Агба-тавастфин" (ныне Голируд Центр., 1б); - "Ягноб" - "ихи + об", где с ягнобского "ихи" - лёд, а "об" с ягнобского и таджикского - вода,река, то есть букваль- но "ледяная вода","ледяная река". Описание составлено по собственному прохождению отдель- ных участков перевала и совпадающих участков близлежащих пе- ревалов в 1987 (лед.Тавастин З., спуск), 1988 (южный склон), 1989 (лед.Тавастин З.,подъём), 1990 (на траверсе с заходом с юга) и 1995 (на траверсе с заходом с севера) годах. Схема и ксерокопии фотографий прилагаются на ...листах.

Last-modified: Fri, 12 Jul 1996 14:38:01 GMT 1000starsspylogranker