Монгольский Алтай

Горный поход 5 к.с. по Алтаю: Хребты: Южный Алтай, Санлю, Монгольский Алтай. Сроки: с 1-го по 21-е Августа. Поселок Кош-Агач - поселок Теплый Ключ (~90 км) - Погран. застава Аргамжи (через 1А *.*) - ущ. Кара-Чад (1A *.*) - перевал "Зеркало Кара-Чада" (3Б,3785) - траверс вершины Тагая-Богдо-Ула (4104) (западное-южное ребра, 2Б) - восхождение на г. Найрамдал (4374,3А, !!!Вторая по высоте вершина Алтая!!!) - перевал (еще не назван - *.*) 1Б - Застава Аргамжи. Все перечисленые препятствия представляют собой первопроходы.

Общие впечатления

Район более чем мало известный и крайне своеобразный. От представлений об Алтае как о череде лесистых холмов с двумя хребтами и Белухой посредине он заставляет отказаться полностью. Рельеф, ланшафт и набор технических препятствий скорее наводят мысли о Памире или Южном Тянь-Шане. Правда в миниатюре. Ледопады, ледники драные, висячие, плоских вершин и долинные, столы, ножи и пики, карнизы - все как у взрослых! Район находится на стыке трех границ: Российской, Монгольской и Китайской (точка их пересечения - вершина Тагая-Богдо-Ула, большая часть нитки маршрута проходила по границам), вдали от населенных пунктов и дорог. Это и объясняет его неизвестность широкой туристской общественности, а жаль! Единственная литература по району, книга профессора Сапожникова "Монгольский Алтай" издания 1905 года безнадежно устарела и может давать лишь самое общее представление, как и общедоступные карты двухкилометровки. Характерно полное отсутствие леса и повсеместные болота, вечная мерзлота, снег и частично закрытые сильно рваные ледники. Скалы - гнилой гранит. С погодой нам круто везло, по словам погранцов непогода в горах висит ежедневно и подолгу. Зато у нас был день штормового ветра (чтобы ветер орал как турбина самолета с утра до вечера - я не видел даже на Кавказе зимой!). К нашему крайнему сожалению очень большая часть "вкусного" находилась далеко за пределами приграничной полосы (и в Китае и в Монголии торчали первокласные горы!), а сталкиваться с китайскими погранцами мы не рисковали. Реки маловодны, верховья Ак-Алахи и ни интереса для сплава ни серьезных препяствий при бродах не представляют. Заезды и местные жители: Ленивые и жадные Алтайцы. Уралы застревают. Проходит 3-4 машины в неделю, да и то не факт. Дорого.
1000starsspylogranker