Колвица

Туристский клуб Московский Государственный университет им. М. В. Ломоносова ______________________________________________________________ Отчет о зимнем путешествии второй категории сложности 25.01.92 - 10.02.92 проведенном по маршруту пос. Кандалакша-Кандалакшский залив-пос. Лувеньга- -ур. Железные ворота-пос. Колвицы-оз. Колвицкое - - каньон г. Рисовская Иолга - - траверс Иолги-тундры - - второй каньон Иолгских тундр - - оз. Среднее Лувеньгское - пос. Кандалакша маршрутная книжка 11/2-201 Руководитель Орлов. М. В e-mail: ollo@ollo.msk.su ______________________________________________________________

Москва-1992

Световой день от 9-00 до 16-20.

День 1-ый

Время движения: 5-20 - 13-00 (9-00 - 10-00 чай) Переход: Вокзал г. Кандалакша- мыс после острова Б. Березовый. Погода: 5-20 - 12-00 0|-2, облачно 12-00 - 17-00 0|+2, сильный ветер, снежный заряд, видимость 100-150м. Краткая характеристика перехода (общая): Движение по льду Кандалакшско залива сложностей не представляет. Снега почти нет, местами плотный фирн. Возможные опасности: тонкий лед (10 - 15см)есть промоины, в которых плещется вода, промоины образуют между островами поля, которые можно обойти. Ограничивает передвижение по льду также фарватер, проходящий между островами (см. схему) из-за этого движение по льду прямо от ж. -д. вокзала приходиться прервать в районе порта и совершать обход фарватера по берегу (чтобы не оказаться отрезанными от берега). В узких проливах между островами возможен сильный подлип; иногда надледной воды так много (20см), что приходится обходить остров с другой стороны. Кромка льда у островов образует микроторосы высотой 1-1. 5м, которые несколько затрудняют движение вдоль островов, но зато по ним можно обойти промоины и подлипы. Краткая характеристика перехода (частная): Возможно, слабость льда обусловлена теплой погодой (нетипичной для января), достаточно надолго установившейся в районе залива. Группа была вынуждена заночевать на берегу на 3 часа раньше, чем намечалось, из-за сильного южного ветра и снега, замедлявших скорость движения в 2-3 раза. Панорама при движении, когда была видимость, замечательная: виден противополжный берег, и постепенно "раскручиваются" все прибрежные тундры. Краткая характеристика ночевки: Ночевка на мысу представляла собой неплохую альтернативу движению в непогоду. Лес на мысе здоровый, сушин мало(с залива была замечена одна сушина, у которой и была ночевка). Печка ночью не топилась, было тепло. Еда готовилась на сеточке(как и во все остальные ночевки). Сеточка для приготовления пищи просто необходима, так как глубина снега в лесу 1-2м. Движение по лагерю возможно лишь в лыжах, они снимались только перед входом в палатку или возле утоптанного снега у костра.

День 2-ой

Время движения: 11-00 - 16-20 (13-00 -13-30 чай) Переход: Мыс после острова Б. Березового - пос. Лувеньга - лес у карьера. Погода: Низкая облачность, 0|+1 Краткая характеристика перехода (общая): Движение по льду между мелкими островами. Трудности см. выше. Имеет смысл двигаться, огибая острова справа по ходу, и только у самого поселка свернуть к берегу. Краткая характеристика перехода (частная): В пос. Лувеньга расположен совхоз, есть магазин, почта. Поселок городского типа. Дальнейшим продолжением нашего маршрута был выход на лесовозную дорогу, ведущую под склоны Домашних тундр. Характеристика ночевки: Ночевка в лесу недалеко от дороги Кандалакша - Умба. (Лес чем-то напоминает подмосковный. )Печка топилась лишь вечером перед сном и утром дежурными перед подъемом.

День 3-ий

Время движения: 11-00 - 15-30 (13-00 - 13-30 чай) Переход: Лес у карьера - склон г. Железная Погода: Облачность, t около 0, с 12-00 мокрый снег, пере- ходящий в дождь, +1|+2. Характеристика перехода: Проходим по лесу с густым подлеском до просеки и движемся по ней до пересечения с лесовозной дорогой. На развилке лежит остов от трактора. Глубина тропежки 20-30см. Сворачиваем на развилке налево. По лесовозке проходит заметеная лыжня. Движемся по лесовозке 1-1, 5 часа. Дойдя до вырубки прямоугольной формы, сворачиваем к г. Железная. Идем по азимуту. Видимость 500-600м. Начинает идти мокрый снег, постепенно переходящий в дождь. От подлипа некоторое время помогает "серебрянка". В лесу подлип меньше, так как от мокрого снега частично защищают деревья. Чем выше по склону, тем он более крут, сильно изрезан мелкими ручьями. Встречается много сушин. Характеристика ночевки: Ночевка на небольшом выполаживании на склоне, примерно на высоте входа в "Железные ворота". Много сушин. Видны зарева Кандалакши и Лувеньги. Ночевка с печкой. За ночь, несмотря на мелкий дождь, палатка, благодаря печке, почти высохла. Высохли и все личные вещи.

День 4-ый

Время движения: 11-00 - 16-00 (12-30 - 13-00 чай) Переход: Зап. склон г. Ключихинская - урочище Железные ворота - среднее течение ручья Погода: Облачно, 0|-1. Характеристика перехода: Траверс заросшего лесом склона трудностей не представляет. Логично выходить на верхнюю границу леса и идти траверсом, не поднимаясь. Граница совпадает с высотой урочища "Железные ворота". Существует опасность взять сильно выше и выйти к урочищу сверху, на обледенелые скальные стенки высотой 15-20м. После прохождения урочища (весьма живописного) спускаемся сквозь мелкий подлесок по ручью. Постоянный траверс крутых склонов микродолины ручья утомителен, приходится переходить с берега на берег. По рассказам опытных людей можно, пройдя траверсом зап. склон г. Ключихинская, выйти на дорогу, ведущую к пос. Колвицы. Характеристика ночевки: Ночевка в лесу на выполаживающемся склоне возле ручья, по которому проходил спуск. Сушин почти нет. В силу этого ночевка без печки.

День 5-ый

Время движения: 11-00 - 14-00 Переход: Ручей - Колвицкая губа - пос. Колвицы. Погода: Переменная облачность, -2|-3 Характеристика перехода: Самый обычный переход. Продолжение спуска по долине ручья, по правую руку заметили просеку, продолжаем движение по ней. Выходим на автомобильную дорогу Кандалакша - Умба, а затем спускаемся по лыжне к Колвицкой губе. Движемся по льду к пос. Колвицы, наблюдая рыбаков, спешащих на автобус. Характеристика ночевки: Ночевка в магазине, куда 2 раза в неделю приезжает автолавка. Ключи дали местные жители, предупредив, чтобы были поосторожнее с огнем (несколько лет назад рабочие, тянувшие ЛЭП, спалили у них здание клуба вместе со школой и почтой). В поселке зимой постоянно живут лишь 5-6 человек, хотя домов много. Поморский поселок постепенно превращается в дачный.

День 6-ой

Время движения: 11-00 - 16-30 Переход: Пос. Колвицы - Колвицкое озеро - мыс Сосновый Наволок - мыс Перевозной Наволок Погода: Солнечно, -5|-4 Характеристика перехода: От поселка Колвицы до оз. Колвицкое можно доехать на автобусе. В дальнейшем движение по льду оз. Колвицкое. Река Колвица в этом году не замерзла! Движение между мелкими островами. Лед в узких проливах ненадежен. Имеет смысл двигаться вдали от островов или по следу "Бурана" вдоль северного берега. Характеристика ночевки: Ночевка на южном берегу мыса Перевозной Наволок в самом узком его месте. Сушин много, особенно(как выяснилось утром следующего дня), если пройти метров 700 вглубь мыса на север. Сушины лучше всего видны с залива при подходе. Есть медвежьи следы и даже перышки от съеденой птички(? ) Ночевка с топором под подушкой.

День 7-ой

Время движения: 10-30 - 15-30 Переход: Мыс Перевозной Наволок - устье ручья на перевал (г. Рисовская Иолга -483, 2) - среднее теч. ручья. Погода: Солнечно, -10|-9 Характеристика перехода: Движемся по озеру Большое Глубокое по азимуту. Иногда встречаются разводы, которые можно обойти, прижимаясь к зап. берегу (вдоль него по-прежнему идет след "Бурана"). С залива открывается прекрасная панорама г. Косо-сельга и Иолгских тундр (видны оба больших каньона). Подъем по ручью достаточно прост(подлесок не так густ, как на г. Ключихинская). Поднимаясь, выбираем каждый раз правые притоки(ор. ). Опасносно зайти в небольшой каньон, поэтому лучше двигаться по правому берегу правого притока. Через некоторое время от начала подъема (1. 5 часа) начинаются небольшие террасы с гарями, много сушин. Характеристика ночевки: Ночевка на одной из террас. Терраса расположена на правом борту каньона (в него поднялись по ручью). Гарь. Ночевка с печкой.

День 8-ой

Время движения: 11-00 - 14-30 Переход: Терраса - проход между 483, 2 и высотой 500 на север - траверс по высоте 500 на запад - спуск к границе леса к ручью, текущему на север. Погода: Пасмурно, -1|-2, с 14-00 туман, -1, ветер, видимость 25-45м. Характеристика перехода: Подъем по краю малого каньона к перевалу трудности не представляет. Справа открывается вид на замерзший водопад. Опасность - спуститься с края каньона в сам каньон. Крутой подъем на борт каньона на кантах лыж. Из-за плохой видимости и нежелания выйти на крутой борт большого каньона мы забрали слегка севернее, чем хотели, и в итоге пришлось траверсировать склон по отметке 500 на север, а затем на запад. В итоге группа вышла к озеру (точно на север от оконечности большого каньона) и спустилась на 100м до границы леса по долине ручья текущего с юга на север. После организации бивака был предпринят радиальный выход в ознакомительных целях. Проблуждав в тумане около 1 часа при видимости 20м, мы сочли за благо вернуться обратно. Характеристика ночевки: Одна из самых уютных ночевок среди елей. Сушин много. Видны пеньки от сравнительно недавно (2-3 года) спиленных сушин. Ночевка с печкой.

День 9-ый

Время движения: 10-30 - 14-00 Переход: Траверс северных склонов Иолги-тундры до 2-го каньона. Погода: Сильный южный ветер, -1|-2, туман, видимость 25м Характеристика перехода: Про сам переход можно сказать лишь то, что он был пройден, несмотря ни на что. Лишь изредка в разрывах тумана виднелась равнина, простирающаяся на север. Шли по азимуту (на запад), стараясь не сбрасывать высоту. Через некоторое время вышли ко 2-му большому каньону сверху. Лыжи пришлось снять, и группа быстро свалила по глубокому снегу к озеру у северной оконечности 2-го каньона (на севере). Опасность-взять слегка южнее и выйти на обледеневшие склоны каньона(высота 10м). Характеристика ночевки: Ночевка на берегу озера у места спуска. Летом здесь должно быть очень красиво. Сушин немного. Ночевка с печкой.

День 10-ый

Время движения: 11-00 - 16-30 Переход: 2-ой каньон - пер. между г. Белая и г. Избная Иолга - траверс южных склонов г. Избная Иолга - оз. Среднее Лувеньгское. Погода: Облачно, южный ветер, -2|-4 Характеристика перехода: Особых сложностей не представляет. Движение по границе леса. Траверс на кантах лыж около 2. 5 часов. Спустились в лес несколько раньше, чем следовало, поэтому немного удлиннили переход. Пройдя через маленькую долину с озерцом (между г. Избная Иолга и безымянной возвышенностью с юго-запада), спускаемся к южной оконечности озера Среднее Лувеньгское по склону средней крутизны, заросшему лесом. Опасность - затянуть траверс с набором высоты и выскочить на сбросы на восточном берегу озера (50-60м вертикали). Сушин много. Ночевка с печкой.

11-12 день

Переход: Озеро Среднее Лувеньгское - пос. Кандалакша Погода: Солнечно, -10|-15, безветренно. Характеристика перехода: Пройдя по озерам Среднее Лувееньгское и Уросиха до дороги (11-00 - 13-00), движемся по ней. Старый след "Бурана". Тропежка 30-40см. Разрушенные деревянные мосты. Временами открывается прекрасная панорама Лувеньгских тундр. Ночевка в урочище 22-ой км. Сушин много. На следующий день сразу вышли на наезженную дорогу. По ней 2 раза в день проезжает грузовик из Кандалакши до вырубок и обратно. Путь пешком до Кандалакши занимает 6-7 часов.

Приложения

Организация бивака

Место для ночевки выбиралось вблизи сушины(лес в основном здоровый, сушин немного, за исключением мест низовых пожаров(см. ниже)). Обычная тактика организации ночевки: Двое заваливают мелкую сушину для костра и сразу начинают валить крупную (d 40см) для печки. Дежурный, используя пилу-ножовку, разводит на сеточке костер из веток и начинает готовить еду. В это время остальные утаптывают лыжами место для палатки, устанавливают ее, ставят печку. К моменту завала крупной сушины обычно еда уже готова. После еды сушина распиливается на чурочки (25-30см) и колется на дрова. Обычно на ночь достаточно 6-10 наколотых чурочек (d 30-40см). Ночевка без печки означает, что печка топится перед сном и с утра дежурными. При ночевке же с печкой дежурство распределяется между всеми членами группы (мы дежурим по 1, 5 часа; время сна - 7, 5 часов). Дежурные, готовящие пищу, дежурят у печки: один - первым, другой - последним. Последний по окончании дежурства будил первого и начинал готовить еду, что занимало около 1 часа. После приготовления пищи он будил остальных и в зависимости от погоды либо подавал еду в палаткку, либо ждал всех у костра.

Общая тактика передвижения

Местность явно имеет несколько типов: Глубина снега 0. Залив (см. выше) | 0. 1м 1. Лес без подлеска | 1. 1м 2. Лес с густым подлеском | 1 м 3. Вырубки | 1. 2м 4. Гари (низовые пожары) - много сушин | 1. 2м 5. Просеки | 0. 9м 6. Тракторные дороги | 0. 5м (иногда по ним идет след от "Бурана") 7. Ручьи (рекомендуется движение по | 0. 7м борту, не спускаясь в русло) 8. Крупные реки (у нас не замерзли) 9. Озера (чем меньше озеро, | 0. 1-0. 6м тем глубже снег) 10. Собственно тундры | 0. 0-0. 4м Тундры чем выше, тем снег становится более плотным, переходя в фирн со льдом. Движение в "Бескидах". Глубина снега оценена приблизительно, так как был наст. При погоде, установившейся в нашем походе, в снегу образовался наст на глубине 20-25см, так как чередовались оттепели (0|+3) и заморозки (0|-10). Чем ниже температура после оттепели, тем прочнее наст и тем меньше тропежки. Экспериментально было выяснено, что лучше при движении выбирать следующие типы местности: - крупные озера - тундры - просеки - ручьи (по борту) - гари - лес без подлеска (чем выше в списке, тем предпочтительнее). Группа имела металлический термос и в середине дня устраивала перекус с горячим чаем.
1000starsspylogranker