Третья планета

Информационный портал

История происхождения и развития жизни





Предисловие к третьему изданию

После основательной переработки, предпринятой во втором издании, третье издание может выйти в свет, претерпев лишь незначительные изменения. Мы были рады многочисленным дополнениям и замечаниям, но во внимание могли быть приняты лишь относительно небольшие и существенные изменения. Пополнен также новыми источниками перечень литературы.

Январь 1992 г.

Райнхарт Юнкер, Зигфрид Шерер.


Предисловие ко второму изданию

Обработку второго издания мы могли бы начать на основе обнадеживающих результатов опроса сразу же после выхода в свет первого издания. В отдельных разделах были исправлены опечатки и внесены лишь небольшие изменения. Другие же разделы нуждались в значительных изменениях и дополнениях. Это особенно касается раздела "Историческое исследование эволюции". Следует упомянуть и о наиболее важных дополнениях: в раздел "Методы определения возраста" (8.4) включены обширные выдержки с доказательствами сравнительно небольшого возраста Земли; раздел 8,3 дополнен альтернативным толкованием существующего порядка залегания ископаемых; разделы, посвященные карбону (8,5} и Золнхофенскому известняковому плато (8.6) были основательно переработаны; в главе 9 "Возникновение человечества" нашли отражение новые научные открытия и выводы, а в главе 10 наряду с различными дополнениями описаны еще несколько основных типов. В значительной степени был также переработан раздел, посвященный "основному биогенетическому правилу" (6,5.2.). Авторы пытались, насколько это возможно, сделать учебник актуальным, что было непросто в связи с высокой скоростью научного прогресса естественных наук. И хотя объем книги возрос, но' многое в нее так и не вошло. Некоторым читателям книга показалась слишком трудной. Но предлагаемая работа является все же учебником, а не развлекательной литературой, и как всякий учебник, нуждается в поэтапной тщательной проработке. Кроме того, он может быть использован как справочник. Что касается степени трудности, то авторы ориентировались на соответствующие учебники для второй ступени, в которых много места отведено теме эволюции.

Многие читатели указали на опечатки или конструктивные недоработки. Все это было подвергнуто основательной корректуре. Пожелания, касающиеся дальнейших изменений и дополнений, насколько это, возможно, были приняты во внимание. Авторы приносят за них свою сердечную признательность.

Особую благодарность авторы выражают издателю, господину Ульриху Вейелю, за плодотворное сотрудничество и вклад в эту книгу, особенно за согласие на многочисленные изменения и дополнения. Благодаря издателю в учебнике были размещены дополнительные рисунки и цветные схемы, что значительно улучшило восприятие материала.

Авторы и издатель выражают пожелание, чтобы и второе издание послужило оживлению конструктивной дискуссии на занятиях по биологии на столь волнующую тему; "Сотворение или эволюция?".

Май 1988 г.

Райнхарт Юнкер, Зигфрид Шерер


Предисловие к первому изданию

В широко распространенных школьных учебниках теория эволюции преподается как неоспоримый факт. По этой теории все живые организмы происходят от одного праорганизма и развиваются в процессе случайных изменений и отбора путем постепенного прогресса от низших форм к высшим. При этом считается, что ископаемые живые существа произошли из неживого вещества. Этот основополагающий принцип теории эволюции ни в малейшей степени не подвергается сомнению. Нашему вниманию предлагается в основных чертах законченная картина эволюции, в которой нередко отсутствуют какие бы то ни -было спорные вопросы. В действительности же все возрастающее число открытий в области естественных наук указывает на то, что теория эволюции слишком опрометчиво была провозглашена неоспоримой. Но эти открытия не нашли своего отражения ни в учебных планах, ни в школьных учебниках.

Огромное количество важных научных данных остается вне рамок учебного процесса. Этим обусловлена первая задача предлагаемого учебного пособия: дать сведения о фактах, не вошедших в школьные учебники. Эти данные существенно меняют прежние представления.

Рассматриваемые факты требуют интерпретации. На основании одних и тех же изучаемых данных можно построить различные гипотезы или теории. Особенно это касается фактов, широко распространенных в эволюционном учении. Отсюда вытекает и вторая задача этого учебника: осветить альтернативные неэволюционные взгляды на происхождение живых существ.

Данный труд представляет собой дополнение к сообщаемым в других учебных пособиях сведениям по теме "Эволюция". Учебник призван наглядно продемонстрировать, что факты из области естественных наук могут быть истолкованы не только в рамках эволюционной модели, но и в рамках модели сотворения мира. Напечатанные мелким шрифтом части текста и примеры служат углублению излагаемой тематики.

Вопрос о происхождении живых существ, и особенно человека, имеют для нас решающее значение. В зависимости от того, как мы объясняем происхождение человека, формируется наше представление о человеке, о его самосознании и его практической деятельности. Читатель должен иметь возможность изучить различные точки зрения на происхождение и историю развития живых существ и составить свое суждение но этому вопросу.

Биолог из Фрейбурга хансмор составил целый ряд "заповедей научной этики". Основные ее требования: честность, отказ от догматизма, точность, благородство, свобода от предрассудков, принятие во внимание всей имеющейся в распоряжении информации, постоянная готовность к решению проблем, симметричная аргументация (что означает: "проверяйте альтернативную теорию с такой же тщательностью, как и свою гипотезу!"), использование ясных и четких определений, составление точных, легко проверяемых причинно-следственных предложений, готовность изменить или сменить теорию, если появляются внутренние сомнения или новые, противоречащие предлагаемой теории факты, стремление избегать неоправданно сложных теорий. С такими этическими мерками следует подходить не только к эволюционному учению, но и к представленной в этой книге альтернативной теории.

Одностороннее шаблонное мышление но может служить образованию молодежи и воспитанию людей, способных мыслить самостоятельно. Необходимо дать возможность изучать различные точки зрения на спорные вопросы. Это расширяет кругозор и пробуждает творческое мышление. Поэтому авторам было важно представить в данном учебнике различные взгляды и мнения.

Данное учебное пособие - это первый в немецко-говорящем регионе опыт противопоставления используемым на уроках биологии аргументам в пользу теории эволюции противоположной позиции, основывающейся на учении о сотворении мира. Авторы осознают некоторую неполноту в изложении отдельных положений и готовы с удовольствием воспринять деловую критику. Свободная от эмоций, конструктивная дискуссия необходима сегодня, как никогда раньше, и данную работу следует рассматривать как шаг на пути к этому.

Октябрь 1986

Райнхарт Юнкер, Зигфрид Шерер