Третья планета

Информационный портал



ИСТОРИЯ ЗЕМЛИ



Жизнь в ордовикских морях

Ордовикский период представлял собой поворотную точку в эволюции морской жизни. Многие организмы увеличились в размерах и научились быстрее двигаться. Особое значение имели бесчелюстные существа под названием конодонты, вымершие в наши дни, но широко распространенные в морях ордовикского периода. Они были близкими родственниками первых позвоночных. За появлением первых рыбоподобных бесчелюстных позвоночных последовала быстрая эволюция первых акулоподобных позвоночных, имевших челюсти и зубы. Это произошло более 450 млн. лет назад. Именно в этом периоде животные впервые начали выходить на сушу.

ЗАГАДКА КОНОДОНТОВ

Долгое время палеонтологов мучили два вопроса: кто такие конодонты и кем были их ближайшие родственники? До 1990-х годов ответ на эти вопросы был неизвестен, поскольку единственными ископаемыми остатками этих животных были крошечные окаменелые фрагменты, похожие на зубы. Их находили в горных породах от позднего кембрия до позднего триаса (от 520 до 210 млн. лет назад). Никто не знал, существам какого рода принадлежат эти зубы, пока наконец в горных породах каменноугольного периода, сначала в Шотландии, а затем в Южной Африке, не были найдены первые конодонты с сохранившимися следами мягких тканей. Эти находки показали, что зубы конодонтов служили для питания и располагались ниже пары хорошо развитых глаз. Наличие нервного шнура, хорды и мускульных связок, указывает на то, что эти существа и находились в тесном родстве с позвоночными. У них были и другие признаки позвоночных — голова и парные глаза, приводимые в движение мышцами. Поэтому многие ученые утверждают, что конодонты были более развитыми хордовыми, чем кембрийский предок позвоночных - пикайя.

КРОШЕЧНЫЕ ЗУБЫ

Эти гребневидные ленты, покрытые зубчиками, представляют собой окаменелые остатки ротового аппарата, находившегося во рту у конодонта (промиссума), одного из самых крупных обитателей ордовикских морей.

 

ОРДОВИКСКИЕ БЕСЧЕЛЮСТНЫЕ ПОЗВОНОЧНЫЕ

В ранних ордовикских пластах окаменелые остатки первых бесчелюстных позвоночных встречаются очень редко, но в горных породах последующих периодов — силурийского и девонского — появляются все чаще. Однако ясно, что в ордовикском периоде бесчелюстные уже существовали.

В 1892 году американский палеонтолог Чарльз Уолкотт, знаменитый тем, что он открыл сланец Берджесс, обнаружил в песчаниках возле Хардинга, штат Колорадо, фрагментарные остатки бесчелюстной рыбы. Возраст этих пластов составлял около 450 млн. лет. Из тех же пород были извлечены другие интересные остатки позвоночных существ, в том числе чешуя гнатостомы — похожего на акулу хищника, снабженного челюстями. Самыми древними ископаемыми, чьи остатки хорошо сохранились, были сакабамбаспида, найденная в Боливии, и арандаспида из Австралии.

Ископаемые остатки показывают, что бесчелюстные ордовикского периода сильно отличаются от немногих существующих сегодня бесчелюстных видов - миног и миксин. Их тела и головы были покрыты жесткими кожистыми пластинами, состоявшими из вещества, похожего на кость. Только чешуйчатые хвосты обладали гибкостью, необходимой для плавания. Не имея ни челюстей, ни зубов, они были вынуждены питаться мелкой пищей, встречавшейся в больших количествах, — например, планктонными микроорганизмами.

ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ ВЫЙТИ НА СУШУ

В ордовикском периоде животные предприняли первые попытки выйти на сушу, но не напрямую из моря, а через промежуточную стадию — пресную воду. Эти следы в виде параллельных линий шириной в сантиметр были найдены в ордовикских осадочных породах пресноводных озер в Северной Англии. Их возраст 450 млн. лет. Вероятно, их оставило древнее членистоногое — существо с сегментированным телом, многочисленными суставчатыми ногами и экзоске летом. Оно походило на современных сороконожек. Однако до сих пор не найдено окаменелых остатков этого существа.

 

РАЗНООБРАЗНЫЕ БРАХИОПОДЫ

Самыми многочисленными и развитыми среди ордовикских моллюсков были брахиоподы. Почти все брахи-оподы, наподобие показанных здесь ортид, были неподвижно прикованы к морскому дну или к раковинам других существ с помощью короткой мясистой ножки, называемой стебельком. Некоторые виды свободно лежали на морском дне. Они питались, процеживая морскую воду через раскрытую раковину и извлекая из нее микроскопические частички пищи. Внешне они напоминали двустворчатых моллюсков однако не имеют к ним никакого отношения.