Третья планета

Информационный портал

География

Все статьи из текущего раздела

Загадки острова Пасхи 2

Мы записали эту передачу на видео и перед поездкой на остров внимательно просмотрели ее еще раз: не заказная ли это программа? Не хотят ли владельцы турфирм еще больше подстегнуть туристический интерес к острову? Если это и так, авторы передачи НЛО на острове Пасхи собрали убедительный материал. Десятки бесед с очевидцами, и не только с рапануйцами, но и с военными летчиками, капитанами морских судов, иностранцами, проживающими на острове, все они видели, присутствовали, ощущали проявления неземного межгалактического, неподвластного земным средствам контроля . Все те НЛО, которые летят в сторону Южной Америки и иногда замечаются в Чили, Перу и Эквадоре, останавливаются на подводной базе у нашего острова , убежденно сказал нам один из старейшин острова. Поверим ему на слово, все-таки старейшина. НЛО и остров Пасхи вполне стыкуются. Это величины, достойные любых эзотерических и уфологических фантазий. Сегодня остров Пасхи имеет цивилизованный облик не так давно было начато строительство стратегической для острова первой асфальтовой дороги. Через несколько лет она станет кольцевой. Появилось много комфортабельных отелей в тропическом стиле, гармонично вписанных в пейзаж. Есть аэропорт с современной инфраструктурой, построенный в 1962 году специалистами американского НАСА: в Тихом океане срочно потребовалась база слежения за космическими запусками и надежная полоса для экстренных посадок астронавтов. Тогда же появилось на острове и электричество. Правда, американцам с Рапа-Нуи все-таки пришлось уйти. Чилийская общественность протестовала против присутствия США на острове. Ходили даже слухи о том, что янки завезли туда атомное оружие . В столице острова (и его единственном населенном пункте) Ханга-Роа проведена канализация, имеется почта, есть даже Интернет-центр. Года три назад был налажен прием программ Нацио-нального телевидения. Постепенно восстанавливается зеленое покрытие острова. Здесь особенно заметна заботливая рука Национальной комиссии по лесам (КОНАФ) и ВВС Чили: именно военные летчики завезли первые экземпляры чилийской пальмы, близкие родичи которой некогда обильно произрастали на Пасхе. На очереди строительство современного порта. Как ни странно, остров до сих пор не имеет его. Много внимания уделяется обучению молодых жителей Пасхи. Островная школа не дает полного учебного цикла, и потому доучиваться и, тем более, получать высшее образование приходится на континенте. Базовым городом в этом плане является Вальпараисо, к которому в административном порядке приписан остров Пасхи.

Даже телефонные номера острова проходят в справочниках под разделом Вальпараисо . Островитяне не слишком довольны такой припиской . Раньше было лучше, говорят они. Нами непосредственно занимались в Сантьяго, и все неотложные вопросы решались быстро . Проблема совместимости островитян с конти , то есть с чилийцами на континенте реально существует и время от времени обсуждается публично. Подходящих предлогов для этого хватает. Островитяне крайне болезненно относятся к непочтительному отношению к их святыням. Большой скандал вызвало, к примеру, появление на чилийском рынке виноградной водки Моаи . Сельскохозяйственный кооператив по изготовлению писко Эльки-Лимитада , расположенный отнюдь не на острове Пасхи, а на континенте, стал продавать свою 35-ти градусную продукцию в темно-зеленых бутылках, имитирующих моаи, священного для народа рапа-нуи культурного, религиозного и исторического символа. Флорентино Эй, возглавляющий одну из культурных ассоциаций на острове ( Pae-Pae Here Taine ), прислал в редакцию газеты Меркурио возмущенное письмо, в котором вопрошал: А если мы начнем выпускать нечто похожее? Скажем, в упаковке, имеющей форму христианского креста? Водка Моаи очередное проявление высокомерия тех, кто опошляет наше прошлое во имя собственного обогащения ... На острове нередко можно услышать: Мы другой народ , Нас чилинизируют , Мы должны жить автономно . Правда, недавняя кампания по выборам в островной муниципалитет прошла спокойно, без эксцессов, хотя некоторые претенденты включили в свои программы слово автономия . И они, надо сказать, проиграли. Алькальдом снова стал Педро Эдмондс, политик умеренных взглядов, пользующийся уважением и в президентском дворце Ла-Монеда, и в парламенте Чили. Но очевидно и то, что у жителей острова Пасхи накопилось много претензий к центральной власти : О нас забыли , На развитие острова не выделяются средства , и даже Нас сознательно изолируют от внешнего мира . Конечно, в этих утверждениях много преувеличений. Правительства политического блока Согласие , возглавлявшиеся Эйлвином, Фреем-сыном, сейчас Лагосом, не забывали и не забывают о своей заморской территории. Совет старейшин на острове важная инстанция. Авторитетный глас старейшин не раз корректировал поспешные решения центральной власти.

Он умело вел диалог с конти , иногда уступая, иногда настаивая на своем, пока на острове в 1994 году не зародился альтернативный Совет старейшин номер 2, члены которого утверждали, что Совет номер 1 идет на поводу у конти и фактически растранжирил остатки автономии, которые имелись у острова. Хосе Абимерека, президент Совета номер 2, выступил с рядом заявлений, которые продемонстрировали тревожную степень разрыва между конти и островитянами по многим проблемам. Вот что он сказал в интервью газете Насьон : Вопрос: Применим ли Закон об индейцах на острове? Ответ: Он ни в коем случае нам не благоприятствует. Для меня это не более чем фикция, поскольку мне пришлось сидеть в тюрьме из-за того, что я защищал наши законные права. Вопрос: Как вы себя чувствуете, когда правительство вмешивается в эти конфликты? Ответ: Для нас в этом нет никакой пользы. Как и раньше, мы беззащитны. Так было всегда. Вот говорят, что правительство дает стипендии нашим учащимся. Если бы все так и было. Какие стипендии? 20 тысяч песо (около 50 долларов США прим. авт. )? Я знаю Сантьяго. Что смогут сделать дети с этими крохами? Мы считаем это насмешкой. Они считают, что мы по-прежнему слепы? Они думают, что мы, как и раньше, неграмотны и нас можно обмануть? Это время прошло. Вопрос: И вы по-прежнему чувствуете себя в изоляции? Ответ: Ну, конечно же. Нет связи с континентом: ни географической, ни физической, ни духовной. Я бы даже сказал, что чилийский флаг развевается на Рапа-Нуи бесплатно. Потому мы и призываем правительство к диалогу, чтобы изменить островную инфраструктуру, чтобы и мы могли зарабатывать на жизнь. Остров-то чилийский... Вопрос: Вы чувствуете себя чилийцем? Ответ: Не спрашивайте меня об этом. Это глупость. Этот вопрос никогда мне не нравился, потому что он пустой. С самых детских лет мне его задают. Когда я отправляюсь в Сантьяго, я чувствую себя стопроцентным чилийцем, потому что я пользуюсь всеми преимуществами (гражданина) Чили. Но если я здесь, то никогда не буду чилийцем. Только тогда, когда здесь будут делать то, что должно, тогда-то я и почувствую себя чилийцем и сердцем и душой... Жители острова бойкотировали празднование 100-летия включения Рапа-Нуи в состав чилийского государства. Городские власти в Ханга-Роа переименовали улицы, названные именами тех, кто был причастен к сомнительной истории с передачей суверенитета.

Улица Поликарпо Торо самой первой исчезла с планов города. Наши братья живут на Таити , довольно часто можно услышать от жителей Рапа-Нуи. Торговые, экономические и культурные связи с этим островом активно развиваются. Таити посещали практически все островитяне (их в настоящее время около 3-х тысяч). Вопрос о земле для островитян принципиальный. Их позиция такова: мы коренные жители, вся земля а ее немного наша, конти пришельцы, поэтому в законе не должно быть никаких лазеек и юридических ухищрений, через которые со временем эти земли могли бы поменять хозяев ( было ваше, стало наше ). В июле 1998 года Сенат Чили отверг правительственный проект модификации т. н. Индейского закона о земле в части, касающейся права коренных рапануи на землю острова. В поправке содержалась характеристика коренных рапануи и четко определялось их исключительное право на владение землей. Прежний закон не удовлетворял островитян расплывчатостью формулировок, возможностью передачи земли конти , женившимся на паскуанке. Поправки не прошли из-за негативной позиции сенаторов право-консервативного толка. Все мы чилийцы, независимо от того, живем на континенте или на островах, никаких разночтений в наших правах быть не может , такова их точка зрения. Всего остров располагает 16 тысячами гектаров земли, из которых 2 тысячи находится в пользовании островитян, 4 тысячи в ведении государственной Национальной лесной корпорации (CORFO), остальная земля принадлежит Национальному парку. Островитяне претендуют на государственные 4 тысячи га, полагая, что отчуждение этой территории было проведено с нарушением исторических прав коренных жителей. Правительство Э. Фрея с пониманием отнеслось к их требованиям и приступило к постепенному распределению земли между протестантами (всего таких семей 260). Администрация президента Р. Лагоса продолжает политику своего предшественника. Нет сомнения, что земельный вопрос является центральным для будущего Рапа-Нуи, с учетом непростых отношений между конти и островитянами. Интересным эпизодом налаживания культурного взаимопонимания между конти и островитянами стал телесериал Йорана , который полностью снимался на Рапа-Нуи. Поначалу возникли некоторые конфликты. Например, члены Совета старейшин № 2 потребовали от телевизионщиков выплаты значительной суммы за право съемки на фоне исторических памятников.

Телевизионщики вначале возмутились, но потом поняли, что это вопрос принципиальный: со своим уставом в чужой монастырь ходить не положено. Компромисс был достигнут. Местные жители с удовольствием принимали участие в массовках и потом были самыми эмоциональными и строгими зрителями. Главный герой телесериала бывший директор краеведческого музея на Рапа-Нуи, которого по ложному навету обвинили в краже уникальных экспонатов и продаже их богатым японским коллекционерам. Спасаясь от расплаты, Бальмонтин бежит с острова. Через много лет он возвращается инкогнито, чтобы восстановить справедливость. Лирическая комедия переодеваний, так можно определить жанр телесериала. Бальмонтин действует в сюжете в трех ликах: как умирающий от неизлечимой болезни (потому и вернулся, чтобы испустить последний вздох на родной земле), как личный доктор больного и как безобидный француз владелец роскошной яхты. Без всякого сомнения, Йорана один из самых удачных чилийских телесериалов последнего десятилетия. Живописные герои, закрученная интрига, экзотические пейзажи, эзотерический подтекст некоторых сцен, словно напоминающих на Рапа-Нуи возможно все: Мы прошлись по тем местам, где проходили съемки, не переставая удивляться тому, как сказочно преображает телеэкран повседневные реалии жизни. Все вроде бы так, как мы видим, но откуда эта праздничность, красочность, скрытая магия простых вещей?: Если какой-нибудь из российских каналов приобретет этот сериал, то не прогадает.