Третья планета

Информационный портал

География

Все статьи из текущего раздела

Загадки острова Пасхи

Остров Пасхи (Разсиа) известный вулканический остров в восточной части Тихого океана, на расстоянии 3000 км от чилийского побережья Южной Америки. Площадь 165,5 км2, максимальная высота до 539 м, население около 2 тысяч человек. Имеет форму треугольника, по бокам которого возвышаются вулканы. Остров открыт голландским мореплавателем Я. Роггевеном в 1722 году в день Пасхи и в честь этого праздника назван. Тогда же на острове были обнаружены остатки исчезнувшей культуры полинезийцев, покрытые письменами дощечки (большую их часть европейцы сожгли) и большие каменные статуи высотой до 8 м. Все последующие попытки расшифровать письменность прежних жителей острова кончились неудачей. Только в начале 1996 года в Москве было впервые объявлено о том, что все 4 сохранившиеся текстовые дощечки расшифрованы. Прежнее название острова на языке полинезийцев Рапануй (Rapa Nui). До сих пор огромную загадку для историков представляют сотни огромных голов, покрывающих остров. В ходе нескольких натурных экспериментов было убедительно доказано; что полинезийцы с помощью самых примитивных технических средств вполне могли транспортировать статуи из каменоломни к месту установки на берегу океана. В легендах сказано, что головы сами шли к океану , и, действительно, во время экспериментов установленные вертикально головы раскачивали веревками за верхнюю часть и попеременно продвигали вперед правое и левое пяечо каменного бюста, что на посторонних наблюдателей производило впечатление самостоятельной ходьбы . Тем не менее простые расчеты показывают, что за сотни лет небольшое население (остров не в состоянии прокормить большое количество людей) не смогло бы вытесать, перевезти и установить даже половину имеющихся статуй. До сих пор идут споры о предназначении каменных голов: почему часть изваяний бросили на каменоломне, зачем сами строители повалили часть уже установловленных статуй, а на некоторые из оставшихся стоять водрузили каменные шапки ? Наиболее достоверным признано объяснение, что статуи устанавливались островитянами из-за того, что долгое время каменные истуканы представляли собой предмет гордости и зависти у разных кланов и групп. В результате непродуманного земледелия и массовой охоты на многочисленных когда-то животных флора и фауна острова резко пришли в запустение и нарушилось экологическое равновесие. Из-за исчезновения больших деревьев древние полинезийцы потеряли способность строить надежные лодки для плавания в океане, и остров оказался фактически отрезанным от остальной части суши на сотни лет. Полуголодное население острова несколько раз начинало кровопролитные гражданские войны, во время которых противоборствующие кланы занимались каннибализмом, мародерничали, грабили, сбрасывали на землю статуи своих врагов.

Именно картину практически обезлюдевшего острова и застали первые европейские путешественники на Пасхе. О специфике острова Пасхи массовый читатель советской эпохи узнал из книги Тура Хейердала Аку-Аку . В наш лексикон во-шли такие экзотические слова с Пупа Земли как моаи и ронго-ронго. По мотивам этого увлекательного шедевра литературы путе-шествий и приключений неизвестным талантом была написана весе-лая песня, которую мы с энтузиазмом распевали в студенческих ла-герях: У девушки с острова Пасхи украли любовника тигры, украли любовника в форме чиновника и съели в саду под бананом : На остров Пасхи правильнее сказать Рапа-Нуи (это туземное название) всегда было нелегко попасть из-за его удаленности от мировых транспортных перекрестков. Когда у известного клуб-путешественника Юрия Сенкевича спросили, есть ли на планете ка-кой-нибудь уголок, который он так и не смог посетить, он ответил: Конечно, есть это остров Пасхи (мечта его осуществилась совсем недавно). Затерянный в Тихом океане клочок суши, принадлежащий Чили, находится в 4000 километрах от континента и примерно на таком же расстоянии от Таити. Помимо всех прочих загадок острова стоит обратить внимание на то, каким образом рапануйцы перемещали многотонных истуканов от места их изготовления на склонах вулкана Рано-Рараку ( фабрика моаи ) до родовых платформ-усыпальниц. Одни исследователи считают, что истуканов просто перекатывали на пальмовых стволах, другие говорят, что островитяне пользовались хитроумными качелями из бревен и веревок, при помощи которых моаи метр за метром перетаскивались к месту назначения. Третьи полагают, что рапануйские жрецы владели секретом управления гравитацией и потому моаи ходили сами . Гильермо продемонстрировал нам и технологию изготовления моаи, причем так вошел в роль, что на мгновение показался нам мастером древнего рапануйского ГПТУ, вбивающим очевидные истины в головы неразумных учащихся. Время от времени наш гид менял свои майки. Рисунки на них были своего рода иллюстративным материалом к его рассказам. Историческая память народа рапа-нуи большей частью утрачена. Нет никаких сомнений, что смертельный удар традициям, преданиям и развитию островной культуры нанесли перуанские работорговцы. В 1862 1863 г. г. они совершили не менее 15 набегов на остров и вывезли для работы на шахтах в Перу около 1300 островитян. Сопротивлявшихся безжалостно убивали. В числе тех, кто был увезен и никогда не вернулся, были жрецы, хранители исторической мудрости народа, знатоки письменности ронго-ронго.

До 1888 года остров был бесхозным . Задворки Тихого океана не представляли геополитического интереса ни для одной из стран, включая США и Японию. Отсутствие конкуренции со стороны влиятельных держав того времени позволило чилийскому государству установить свой суверенитет над островом Пасхи (в некоторых исследованиях используется термин аннексия ). По мандату президента Бальмаседы капитан корвета Поликарпо Торо осуществил необходимую процедуру, подписав 9 сентября 1888 года Акт о передаче суверенитета с некоторыми вождями острова. Германский исследователь Герман Фишер предпринял попытку написать историю острова Пасхи с позиций его обитателей, не белых цивилизованных пришельцев, свысока глядящих на туземцев , а самих островитян. В своей книге Тени над Рапа-Нуи он подвергает сомнению слова Торо о том, что установление чилийского суверенитета над островом было легким делом . По мнению Фишера, вся процедура добровольного подписания акта была произведена обманным путем. Торо высадил с корвета Ангамос вооруженных матросов, собрал на церковной площади нескольких вождей несчастного народа Рапа-Нуи (тогда население острова не превышало 180-200 человек) и вручил им для подписи заранее заготовленный текст Акта . Текст его был предельно простой: Мы, нижеподписавшиеся вожди острова Пасхи, сим заявляем, что уступаем навсегда и безоговорочно Правительству Республики Чили полный суверенитет указанного острова, сохраняя в то же самое время наши титулы вождей, которыми мы облечены и которыми пользуемся в настоящее время . Из 12 подписавших документ вождей 9 носят фамилию Соопаль. По утверждениям нынешних островитян, на Рапа-Нуи никогда не было рода с такой фамилией. Кроме того, в Акте отсутствуют фамилии реально существовавших вождей и старейшин, без одобрения которых передачу суверенитета нельзя считать осуществленной. Сам юридически незамысловатый Акт , включая подписи, был написан от начала и до конца одной и той же рукой. Судя по устным преданиям Рапа-Нуи, церемония не обошлась без инцидентов. Но документ был оформлен , и чилийское государство получило право водрузить свой флаг над островом. Начались новые мытарства для обитателей острова. Все они жили в районе нынешней столицы Ханга-Роа. Новые власти отгородили эту зону колючей проволокой, и она превратилась для рапа-нуйцев в самое настоящее гетто.

До 1953 года всеми административными делами Рапа-Нуи заправляла английская Компания по эксплуатации острова Пасхи . Англичане завезли на Рапа-Нуи овец: долгие годы торговля шерстью была рентабельным бизнесом. Колониальный деспотизм пышно процветал при полном невмешательстве чилийцев. Непокорных администрация Компании объявляла больными и отправляла в еще более страшное островное гетто лепрозорий. Только в 1966 году жители острова Пасхи были юридически признаны полноправными гражданами Чили: В истории острова Пасхи много мрачных эпизодов. Около тысячи лет назад к берегам Рапа-Нуи пристали трансокеанские катамараны некоего микронезийского народа, искавшего свой остров для безбедного существования вдали от межплеменных конфликтов и войн. Привезли с собой все, что нужно для жизни домашнюю живность и семена различных сельскохозяйственных культур. И, конечно, религиозно-справочную литературу деревянные таблички ронго-ронго с наставлениями предков. Было этих первооткрывателей Рапа-Нуи не более полутора сотен человек. Они были счастливы, что судьба спасла их от верной гибели в бесконечной океанской глуши. Постепенно пришельцы начали обживаться, понимая, что вернуться на историческую родину будет невозможно: катамараны разрушились, а новые не из чего было строить, поскольку пальмы необходимого размера на острове не росли. Ностальгия по утраченной родине привела к рождению поэтического и самого долговечного культа человека-птицы, символизирующего неразрывную связь рапануйцев с далекой землей за океаном. Ежегодную миграцию птиц на прародину и их возвращение островитяне воспринимали как нечто мистическое, как обновление их духовной общности с прародиной. Символ человека-птицы можно обнаружить на большинстве культовых сооружений, он же преобладающий мотив татуировок у мужчин. Жизнь островитян была суровой и довольно примитивной: каменный век растянулся до прибытия первых европейцев. Рек и озер на острове не было. Проливные тропические ливни, которые щедро посылало небо, постоянно пополняли водные запасы в нерукотворных водохранилищах кратерах многочисленных потухших вулканов. Но как ежедневно пользоваться ею? Во что набирать? Посуду, в нашем понимании, делать было не из чего. Железа и глины на острове не было. Веселее стало на острове с прибытием еще одной партии морских бродяг-переселенцев. Кто они были? Может быть, жители андских нагорий? Существует теория, разделяемая, в частности Туром Хейердалом, что именно новоприбывшие положили начало традиции изготовления моаи.

До прибытия на остров первых переселенцев это был зеленый рай, в котором не умолкал птичий гомон. Однако освоение острова человеком ни к чему хорошему не привело. Остров пережил две катастрофы экологическую и человеческую, т. е. геноцид, а вернее самогеноцид. Биоресурсы острова были ограниченными, население его постепенно возрастало и, по некоторым подсчетам, достигло 10-12 тысяч человек. Постепенно шло социальное расслоение, вождям требовалось укреплять свой авторитет, в том числе с опорой на потусторонний мир. Пирамид на острове не построишь: и рабочей силы маловато и стройматериалов лимитировано. Зато в изобилии вулканического камня. Большой пластичностью обладал туф, из которого при помощи базальтовых и обсидиановых пластин или зубил можно было изготавливать своего рода каменные дубликаты почивших вождей. Именно так на склонах вулкана Рано-Рораку родилась фабрика моаи истуканов, призванных оберегать подотчетные племена и селения. Скульпторы, выполняя заказ, трудились в поте лица и в процессе работы получали все необходимое для жизни, прежде всего самое дефицитное пропитание. Чем дольше выпиливался моаи, тем дольше кормили. Отсюда и явная тенденция к гигантизму. Да и заказчику льстили самые большие моаи. А захиревшие племена довольствовались истуканчиками поменьше, которые, надо понимать, не могли оказать надежной поддержки в земных делах. Великое Островное соревнование в области истуканостроения в период Развитого островного вождизма в итоге привело к истощению материальных ресурсов Рапа-Нуи, прежде всего леса, который хищнически вырубался на бревна для транспортировки моаи в отдаленные уголки острова. Самый гигантский моаи так и не был завершен. Он до сих пор бессильно лежит на спине в мастерской под открытым небом на склоне Рано-Рораку. На острове начались беспорядки. И в итоге ни Вождизма, ни Великой островной перестройки. Все моаи были повержены: сброшены с платформ, разбиты... Начался затяжной Период каннибализма: съешь соседа проживешь на несколько дней дольше. Символическое напоминание об этой страшной эпохе деревянные фигурки кава-кава. Истощенный старик с козлиной бородкой, втянутым животом и впавшими ребрами. Можно пересчитать все позвонки этого очеловеченного воплощения смерти. И пронзительный мертвящий взгляд. Экологам надо бы взять образ кава-кава для пропаганды своих идей среди тех, кто не желает слушать их предостережений. Когда грянет в полную мощь экологическая катастрофа, то и привилегированный золотой миллиард не отсидится в своих электронно-хрустальных дворцах.

Наша интерпретация истории острова некая квинтэссенция многообразия легенд Рапа-Нуи. Гид Гильермо, заканчивая очередной рассказ о прошлом, говорил нам: У вас есть другая версия? Расскажите, с удовольствием послушаю . Он словно давал понять: история острова Пасхи во многом строится на недостоверных источниках: Восстановление платформ и возвращение истуканов на их законные места началось после экспедиции, осуществленной Туром Хейердалом в 1955 году. Большой вклад в реабилитацию археологического наследия острова Пасхи внесли японцы. Так, благодаря их усилиям возродился впечатляющий церемониально-погребальный комплекс Тонгарики: массивные многотонные истуканы вновь вернулись на платформу, невозмутимые, непроницаемые, грозно-авторитарные. Всего их 15, они повернуты спиной к океану, и в их пустых глазницах угадывается неизбывная боль. Когда-то у них были видящие глаза из перламутра громадных раковин. Долгие годы защитная аура этих сияющих глаз, хранивших, по преданиям, душу почившего вождя, днем и ночью охраняла островитян и их жилища. Поэтому в эпоху войн глаза истуканов уничтожались особенно настойчиво. Интересно, что сказали бы моаи, вернув себе зрение и разглядев свой народ в новых исторических условиях ? Из справки для туристов из англоязычных стран, решивших посетить остров: Типичные островитяне:Высокие, плотного телосложения, многие с татуировками, любят курение, употребляют пиво и крепкие спиртные напитки в большом количестве. Очень улыбчивы, не прочь пококетничать и польстить, говорят на рапануи, английском и испанском. Ссылками на безработицу скрывают свою врожденную леность. Многие заключают браки с иностранцами, благодаря чему те получают доступ к земле, ее покупке и возделыванию, учитывая, что государство дает право на землю только коренным жителям. И последнее: многие островитяне посвящают свое время исследованию местной энергетики или некоей духовной силы, которая, как они утверждают, излучают моаи и даже сам остров. Может быть, поэтому многие иностранцы, прибыв на остров, находят на нем душевный покой, энергию и такую полноту счастья, которого никогда раньше не испытывали . Вот так. Загадочные обитатели загадочного острова. Здесь самый раз коснуться темы НЛО. На острове о неопознанных-летающих говорят сейчас, пожалуй, больше, чем о загадках моаи и их левитации. Национальный канал чилийского телевидения даже специальную программу посвятил волнующей всех рапа-нуйцев теме: остров Пасхи (и его океанские окрестности) почти наверняка является межгалактической посадочной площадкой.